Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.06.2025 N 445 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям в Санкт-Петербурге"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.06.2025 | N 445 |
Об утверждении Положения об организации и
осуществлении ранней помощи детям и их
семьям в Санкт-Петербурге
В целях реализации статьи 9.3 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2024 N 1099 "Об утверждении примерных требований к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям" Правительство Санкт-Петербурга постановляет:
1. Утвердить Положение об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям в Санкт-Петербурге.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Чечину Н.В.
Губернатор |
|
Санкт-Петербурга | А.Д. Беглов |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Санкт-Петербурга
от 24.06.2025 N 445
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
И ИХ СЕМЬЯМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 9.3 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и регулирует вопросы организации, оказания и координации ранней помощи детям и их семьям в Санкт-Петербурге (далее - ранняя помощь), включая информационное межведомственное взаимодействие между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ) в сферах здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, образования, обеспечивающими организацию и предоставление услуг по ранней помощи.
1.2. Ранняя помощь организуется в виде комплекса мероприятий и услуг, реализуемых и оказываемых на междисциплинарной основе детям от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, способствующих физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, позитивному взаимодействию детей и их родителей, а также детей и других непосредственно ухаживающих за ними лиц, членов семьи в целом, социальной адаптации детей в среде сверстников, а также повышению компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц в целях комплексной профилактики детской инвалидности.
1.3. Основными принципами организации и оказания услуг по ранней помощи являются:
бесплатность (услуги по ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей (законных представителей);
доступность (услуги по ранней помощи доступны для потребителей);
регулярность (услуги по ранней помощи предоставляются на регулярной основе);
открытость (информация об услугах по ранней помощи размещена в открытом доступе для родителей (законных представителей) и других непосредственно ухаживающих за детьми) детей целевой группы;
семейноцентрированность (специалисты содействуют вовлечению родителей и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи);
индивидуальность (услуги по ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
функциональная направленность и естественность (услуги по ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в повседневных естественных жизненных ситуациях);
этичность (услуги по ранней помощи предоставляются потребителям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
междисциплинарность (услуги по ранней помощи предоставляются командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье);
компетентность (услуги по ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);
научная обоснованность (при оказании услуг по ранней помощи специалисты используют научно обоснованные методы и технологии ранней помощи).
1.4. Перечень ИОГВ и организаций, обеспечивающих организацию и предоставление услуг по ранней помощи, указан в приложении к настоящему Положению.
2. Требования к организациям, оказывающим услуги
по ранней помощи
2.1. Услуги по ранней помощи оказываются организациями независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющими деятельность по одному или нескольким основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, и структурными подразделениями по ранней помощи, создаваемыми в указанных организациях (далее - организации, оказывающие услуги по ранней помощи).
Перечень организаций, оказывающих услуги по ранней помощи, и маршрутизация детей целевой группы в организации, предоставляющие услуги по ранней помощи, формируются ИОГВ, указанными в приложении к настоящему Положению, с учетом специфики курируемой сферы деятельности в соответствии с примерными требованиями к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2024 N 1099 (далее - Примерные требования).
2.2. Для предоставления услуг по ранней помощи могут привлекаться негосударственные организации, включая социально ориентированные некоммерческие организации, деятельность которых непосредственно связана с оказанием услуг по ранней помощи.
2.3. Организации, оказывающие услуги по ранней помощи, осуществляют свою деятельность на основе стандартов оказания услуг по ранней помощи, разработанных и утвержденных в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона N 181-ФЗ, и иных нормативных правовых актов, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, образования (далее - стандарт оказания услуг по ранней помощи).
2.4. Выявление детей, нуждающихся в предоставлении услуг по ранней помощи, и их семей, осуществляется в организациях различной ведомственной принадлежности (здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, образования) с учетом критериев отнесения детей и их семей к потенциально нуждающимся в оказании услуг по ранней помощи, определенных в пункте 3 Примерных требований.
2.5. При выявлении у ребенка нуждаемости в предоставлении услуг по ранней помощи проводится информирование родителей (законных представителей) ребенка о системе ранней помощи детям и их семьям в Санкт-Петербурге, адресах интернет-ресурсов, на которых размещена информация об организациях, оказывающих услуги по ранней помощи, перечне услуг и мероприятий.
2.6. Для предоставления ребенку услуг по ранней помощи родители (законные представители) обращаются в организации, оказывающие услуги по ранней помощи.
Зачисление в организации системы образования, предоставляющие услуги по ранней помощи, осуществляется в соответствии законодательством в сфере образования.
2.7. Организация, оказывающая услуги по ранней помощи, при предоставлении услуг по ранней помощи:
проводит оценку потребности детей от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности) и их семей в услугах по ранней помощи в соответствии со стандартом оказания услуг по ранней помощи;
разрабатывает план (индивидуальную программу) по предоставлению услуг по ранней помощи для конкретного ребенка и его семьи с учетом индивидуальной потребности;
предоставляет услуги по ранней помощи в соответствии со стандартом оказания услуг по ранней помощи;
проводит оценку эффективности предоставленных услуг по ранней помощи в соответствии со стандартом оказания услуг по ранней помощи;
ведет учет детей, которым предоставлены услуги по ранней помощи, с соблюдением требований к обработке, хранению и защите сведений, относящихся к персональным данным;
ведет формы документационного учета с соблюдением требований к обработке и хранению сведений, предусмотренных действующим законодательством;
оказывает сопровождение (информационную и консультационную поддержку и(или) помощь организационного характера, и(или) помощь ситуационного характера) получателей услуг, нуждающихся в постоянной или частичной посторонней помощи, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
обеспечивает полноту и доступность информации для родителей (законных представителей) об организации, перечне предоставляемых услуг по ранней помощи, а также порядке их предоставления, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Информационное межведомственное взаимодействие
при организации и оказании услуг по ранней помощи
3.1. Информационное межведомственное взаимодействие при организации и оказании услуг по ранней помощи направлено на решение следующих задач:
создание в Санкт-Петербурге сети (реестра) организаций, оказывающих услуги по ранней помощи, с учетом региональных особенностей, и размещение информации о таких организациях на информационных ресурсах;
выявление детей целевой группы и обеспечение ведения учета таких детей, ведение учета получателей услуг по ранней помощи;
информирование родителей (законных представителей) о нуждаемости ребенка в услугах по ранней помощи и об организациях, оказывающих услуги по ранней помощи;
обеспечение организациями системы здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, образования маршрутизации детей целевой группы и их родителей (законных представителей) в организации, оказывающие услуги по ранней помощи;
обеспечение преемственности в реализации услуг по ранней помощи (в части сопровождения конкретного ребенка и его родителей (законных представителей) при смене организации, оказывающей услуги по ранней помощи;
обеспечение сбора информации в целях управления системой ранней помощи, включая контроль качества и эффективности предоставления услуг по ранней помощи;
выявление факторов (проблем), препятствующих эффективному информационному межведомственному взаимодействию.
3.2. Целью информационного межведомственного взаимодействия при организации и осуществлении ранней помощи является организация и координация взаимодействия ИОГВ, а также подведомственных им учреждений и организаций, в том числе организаций, оказывающих услуги по ранней помощи, а также других участников межведомственного взаимодействия в целях эффективного оказания услуг ранней помощи.
3.3. Участниками информационного межведомственного взаимодействия при оказании услуг по ранней помощи являются:
Комитет по здравоохранению;
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга;
Комитет по образованию;
администрации районов Санкт-Петербурга (далее совместно - участники межведомственного взаимодействия).
При необходимости организуется взаимодействие с негосударственными организациями, оказывающими услуги по ранней помощи, профильными и многопрофильными реабилитационными организациями, общественными объединениями инвалидов и детей-инвалидов, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
3.3.1. Комитет по здравоохранению в пределах установленных полномочий организует в подведомственных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям целевой группы:
информирование родителей (законных представителей) ребенка о необходимости предоставления услуг по ранней помощи в соответствии со стандартами оказания услуг по ранней помощи и об организациях, оказывающих услуги по ранней помощи;
участие специалистов в совместных мероприятиях по вопросам межведомственного взаимодействия и дальнейшего развития ранней помощи;
представление на основании межведомственного запроса в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга информации, необходимой при формировании статистической и иной отчетности о ранней помощи, а также рекомендаций и предложений по дальнейшему развитию ранней помощи.
3.3.2. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга в пределах установленных полномочий организует в подведомственных организациях, оказывающих услуги по ранней помощи:
выявление детей целевой группы по результатам обследования (оценки) жизненной ситуации ребенка и его семьи для последующего предоставления услуг по ранней помощи в соответствии со стандартами оказания услуг по ранней помощи;
информирование родителей (законных представителей) ребенка и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц о необходимости предоставления услуг по ранней помощи в соответствии со стандартами оказания услуг по ранней помощи и об организациях, оказывающих услуги по ранней помощи;
совместные мероприятия по вопросам межведомственного взаимодействия и дальнейшего развития ранней помощи.
3.3.3. Комитет по образованию в пределах установленных полномочий организует в подведомственных дошкольных образовательных организациях:
выявление детей целевой группы по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка; подготовку по результатам указанного обследования рекомендаций по организации воспитания и обучения; консультирование семьи такого ребенка по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития;
информирование родителей (законных представителей) ребенка о возможности получения услуг по ранней помощи в соответствии со стандартами оказания услуг по ранней помощи в организациях, оказывающих услуги по ранней помощи;
участие в совместных мероприятиях по вопросам межведомственного взаимодействия и дальнейшего развития ранней помощи;
представление на основании межведомственного запроса в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга информации, необходимой при формировании статистической и иной информации о ранней помощи, а также рекомендаций и предложений по дальнейшему развитию ранней помощи.
3.3.4. Администрации районов Санкт-Петербурга в пределах установленных полномочий организуют в подведомственных организациях, оказывающих услуги по ранней помощи:
выявление детей целевой группы при осуществлении:
в медицинских организациях патронажа новорожденных и детей первого года жизни, пренатальной диагностики, массового неонатального скрининга новорожденных, аудиологического скрининга, профилактического медицинского осмотра, диспансеризации, оказании специализированной медицинской помощи;
в организациях социального обслуживания населения обследования (оценки) жизненной ситуации ребенка и его семьи для последующего предоставления услуг по ранней помощи в соответствии со стандартами оказания услуг по ранней помощи;
в организациях системы образования комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка в целях подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания для последующего консультирования его семьи по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений для последующего проведения мероприятий по ранней помощи (при необходимости) в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования;
информирование родителей (законных представителей) ребенка и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц о необходимости предоставления услуг по ранней помощи в соответствии со стандартами оказания услуг по ранней помощи и об организациях, оказывающих услуги по ранней помощи;
участие в совместных мероприятиях по вопросам межведомственного взаимодействия и дальнейшего развития ранней помощи;
представление на основании межведомственного запроса в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга информации, необходимой при формировании статистической и иной информации о ранней помощи, а также рекомендаций и предложений по дальнейшему развитию ранней помощи.
3.4. Координацию мероприятий по развитию ранней помощи и информационного межведомственного взаимодействия при организации и оказании ранней помощи осуществляет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
3.5. При необходимости участники межведомственного взаимодействия создают ресурсно-методические центры по вопросам ранней помощи с учетом специфики сферы деятельности (здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание, образование) (далее - ресурсные центры).
3.6. Ресурсные центры осуществляют информационно-методическую деятельность по развитию ранней помощи в организациях, оказывающих услуги по ранней помощи, разных сфер деятельности (здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание, образование).
3.7. Информационное межведомственное взаимодействие осуществляется участниками межведомственного взаимодействия путем направления межведомственных запросов и ответов на указанные запросы с соблюдением требований к защите передаваемых документов и(или) информации (в течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса).
3.8. Мониторинг качества и эффективности предоставления услуг по ранней помощи проводят ИОГВ, указанные в приложении к настоящему Положению, в соответствии со стандартами оказания услуг по ранней помощи с учетом специфики сферы деятельности.
Приложение
к Положению об организации
и осуществлении ранней помощи детям
и их семьям в Санкт-Петербурге
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО РАННЕЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ И ИХ СЕМЬЯМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
N п/п | Исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, обеспечивающий организацию услуг по ранней помощи в Санкт-Петербурге | Сфера деятельности | Тип учреждения, имеющего в своей структуре отделения (службы) ранней помощи, предоставляющие услуги по ранней помощи детям и их семьям в Санкт-Петербурге |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга | Социальная защита и социальное обслуживание | Организации социальной защиты: специализированные дома ребенка; центры для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Администрации районов Санкт-Петербурга | Организации социального обслуживания населения: центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов; центры социальной помощи семье и детям | ||
2 | Администрации районов Санкт-Петербурга | Образование | Дошкольные образовательные учреждения; центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи |
3 | Администрации районов Санкт-Петербурга | Здравоохранение | Амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения (детские) |