Закон Санкт-Петербурга от 14.11.2008 N 674-122 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге"
14 ноября 2008 года | N 674-122 |
ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
29 октября 2008 года
Настоящий Закон Санкт-Петербурга направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и определяет задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Санкт-Петербурге.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
2) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики;
3) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, по разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;
4) коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающие коррупцию или способствующие ее распространению;
5) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и(или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статья 2. Задачи антикоррупционной политики
Задачами антикоррупционной политики являются:
1) создание системы противодействия коррупции в Санкт-Петербурге;
2) устранение причин, порождающих коррупцию, противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
3) повышение степени риска совершения коррупционных действий;
4) вовлечение общества в реализацию антикоррупционной политики;
5) формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции в Санкт-Петербурге основывается на принципах, установленных федеральным законодательством.
Статья 4. Правовое регулирование отношений по противодействию коррупции
Правовое регулирование отношений по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами иных федеральных органов государственной власти, Уставом Санкт-Петербурга, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иными законами Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и муниципальными правовыми актами.
Статья 5. Меры по предупреждению коррупции
Предупреждение коррупции осуществляется путем применения следующих мер:
1) разработка и реализация планов мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционных программ);
2) профилактика коррупционных и иных правонарушений при прохождении государственной гражданской службы Санкт-Петербурга и муниципальной службы в Санкт-Петербурге;
3) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
4) антикоррупционный мониторинг;
5) антикоррупционное просвещение (антикоррупционное образование, антикоррупционная пропаганда и информирование о работе по противодействию коррупции);
6) иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Глава 2. СИСТЕМА МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ
Статья 6. План мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционная программа) в Санкт-Петербурге
1. План мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционная программа) в Санкт-Петербурге представляет собой комплекс мер антикоррупционной политики, обеспечивающий согласованное осуществление правовых, организационных, образовательных, экономических и иных мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Санкт-Петербурге.
2. План мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционная программа) в Санкт-Петербурге утверждается правовым актом Правительства Санкт-Петербурга.
3. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская избирательная комиссия, Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции разрабатывают и утверждают планы мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционные программы) в указанных органах.
Статья 7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по реализации антикоррупционной политики (далее - уполномоченный орган по реализации антикоррупционной политики) в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которое повышает вероятность коррупционных действий.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Предметом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов являются:
соблюдение принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Санкт-Петербурга;
соблюдение установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга;
соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, Уставу Санкт-Петербурга, законам Санкт-Петербурга и нормативным правовым актам органов государственной власти Санкт-Петербурга;
соблюдение установленного порядка разработки и принятия нормативного правового акта.
Разработчик проекта нормативного правового акта обязан обеспечить соответствие проекта требованиям, установленным настоящим пунктом.
3. Губернатор Санкт-Петербурга, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе принять решение о проведении антикоррупционной экспертизы любого закона Санкт-Петербурга.
4. Правительство Санкт-Петербурга по собственной инициативе или по предложению уполномоченного органа по реализации антикоррупционной политики вправе принять решение о проведении антикоррупционной экспертизы любого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, органа местного самоуправления, выборного или иного должностного лица местного самоуправления.
5. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проводит антикоррупционную экспертизу всех проектов нормативных правовых актов, внесенных в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга обеспечивает направление в прокуратуру Санкт-Петербурга копий законов Санкт-Петербурга и нормативных правовых актов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня их принятия для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с действующим законодательством.
6. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга проводят антикоррупционную экспертизу всех принимаемых ими проектов нормативных правовых актов.
7. Правительство Санкт-Петербурга, иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, за исключением администраций районов Санкт-Петербурга, обеспечивают направление в прокуратуру Санкт-Петербурга копий нормативных правовых актов соответственно Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня их издания (принятия) для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с действующим законодательством.
8. Администрации районов Санкт-Петербурга обеспечивают направление в прокуратуры районов Санкт-Петербурга по месту нахождения администраций районов Санкт-Петербурга копий нормативных правовых актов в течение 10 дней со дня их издания для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с действующим законодательством.
Статья 8. Антикоррупционный мониторинг
1. Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг проявлений коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики.
2. Мониторинг проявлений коррупции и коррупциогенных факторов проводится в целях своевременного приведения правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга в соответствие с действующим законодательством, обеспечения разработки и реализации планов мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционных программ) в Санкт-Петербурге путем учета коррупционных правонарушений, анализа документов, обращений граждан о коррупции, проведения опросов, обработки и оценки данных о проявлениях коррупции.
3. Мониторинг мер реализации антикоррупционной политики проводится в целях обеспечения оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством планов мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционных программ) в Санкт-Петербурге, и осуществляется путем наблюдения за результатами применения мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения, а также мер возмещения причиненного такими правонарушениями вреда; анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных; разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
4. Антикоррупционный мониторинг проводится уполномоченным органом по реализации антикоррупционной политики в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Статья 9. Антикоррупционное просвещение
1. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.
2. Организация антикоррупционного образования осуществляется уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, граждан и организаций, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противодействия коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности.
4. Организация антикоррупционной пропаганды осуществляется в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
5. Информирование о работе по противодействию коррупции органами государственной власти Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Статья 10. Полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по реализации антикоррупционной политики
К полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по осуществлению антикоррупционной политики относятся:
1) принятие законов Санкт-Петербурга по противодействию коррупции;
2) утверждение основных направлений государственной политики по противодействию коррупции на территории Санкт-Петербурга;
3) осуществление контроля за исполнением настоящего Закона Санкт-Петербурга и иных законов Санкт-Петербурга в сфере антикоррупционной политики;
4) иные полномочия, отнесенные к его компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Статья 11. Полномочия Правительства Санкт-Петербурга по реализации антикоррупционной политики
К полномочиям Правительства Санкт-Петербурга по реализации антикоррупционной политики относятся:
1) проведение государственной политики по противодействию коррупции на территории Санкт-Петербурга;
2) принятие нормативных правовых актов по противодействию коррупции по вопросам:
утверждения перечня должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, при замещении которых государственные гражданские служащие Санкт-Петербурга исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
утверждения положений о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и урегулированию конфликта интересов;
утверждения порядка сообщения лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга, замещающими должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа);
утверждения порядка принятия лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, должности руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, почетных и специальных званий (кроме научных), наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций;
иным вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с действующим законодательством отнесено к компетенции Правительства Санкт-Петербурга;
3) разработка и утверждение плана мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционной программы) в Санкт-Петербурге, обеспечение его выполнения;
4) организация разработки направлений, форм и методов антикоррупционной политики;
5) контроль деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации антикоррупционной политики;
6) организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
7) организация и проведение антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге;
8) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений при прохождении государственной гражданской службы Санкт-Петербурга;
9) определение мероприятий, направленных на противодействие коррупции и проводимых органом Санкт-Петербурга по профилактике коррупционных и иных правонарушений в соответствии с подпунктом "д" пункта 8 Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции".
Статья 11-1. Орган Санкт-Петербурга по профилактике коррупционных и иных правонарушений
1. Органом Санкт-Петербурга по профилактике коррупционных и иных правонарушений является уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга.
2. Задачи и функции органа Санкт-Петербурга по профилактике коррупционных и иных правонарушений определяются в соответствии с федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга, а также принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами органов государственной власти Санкт-Петербурга.
2-1. В целях реализации своих функций орган Санкт-Петербурга по профилактике коррупционных и иных правонарушений проводит мероприятия, направленные на противодействие коррупции.
3. Уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга осуществляет задачи и функции органа Санкт-Петербурга по профилактике коррупционных и иных правонарушений в отношении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий Санкт-Петербурга, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге и его аппарата.
4. Исключен. - Закон Санкт-Петербурга от 09.06.2016 N 335-57.
Статья 12. Координация деятельности по реализации антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге
1. Координацию деятельности Правительства Санкт-Петербурга, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга по реализации антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге осуществляет Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге (далее - Комиссия).
2. Комиссия является постоянно действующим координационным органом при Губернаторе Санкт-Петербурга.
3. Положение о Комиссии и состав Комиссии утверждаются Губернатором Санкт-Петербурга.
4. Комиссия выполняет функции, возложенные на комиссию по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской избирательной комиссии, председателей территориальных избирательных комиссий Санкт-Петербурга и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора Санкт-Петербурга.
Глава 4. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО
ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга
Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу с 1 января 2009 года, но не ранее чем через 30 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Санкт-Петербург
14 ноября 2008 года
N 674-122