Правовые акты Санкт-Петербурга
ПРАВОВЫЕ АКТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 N 29-рп "О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга"

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

22.04.2016

N 29-рп

 

 

О программах развития

территориальных кластеров Санкт-Петербурга

 

 

(В редакции Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 11.01.2017 г. N 1-рп)

 

В соответствии c постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства":

1. Утвердить:

1.1. Программу развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" согласно приложению N 1.

1.2. Программу развития промышленного кластера "Инновационный территориальный промышленный кластер "Композитный кластер Санкт-Петербурга" согласно приложению N 2.

1.3. Программу развития промышленного кластера "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга" согласно приложению N 3.

1.4. Программу развития инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" согласно приложению N 4.

1.5. Программу развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" согласно приложению N 5 (Дополнен - Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 11.01.2017 г. N 1-рп)

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мовчана С.Н.

 

 

 

Исполняющий обязанности

Губернатора Санкт-Петербурга

 

А.Н.Говорунов

 

 

 

Приложение N 1

к распоряжению

 Правительства Санкт-Петербурга

от 22.04.2016 N 29-рп

 

 

 

Программа развития

инновационного территориального кластера

"Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий"

 

(В редакции Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 11.01.2017 г. N 1-рп)

 

1.      Паспорт программы развития инновационного территориального кластера

"Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" (далее - Программа)

 

1

Наименование Программы

Программа развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" (далее - Кластер)

2

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

3

Цели Программы

Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;

повышение затрат на исследования и разработки за счет частного сектора;

развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций и предприятий, входящих в Кластер (далее - организации Кластера), и содействие повышению эффективности их взаимодействия;

обеспечение формирования благоприятных условий для развития Кластера

4

Задачи Программы

Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций Кластера;

повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний в сфере медицинских, фармацевтических, радиационных технологий;

формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок для нужд организациями Кластера;

развитие производственного потенциала Кластера

5

Сроки реализации Программы

2016-2018 гг.

6

Основные направления реализации Программы

Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;

развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;

развитие производственного потенциала и производственной кооперации;

развитие инфраструктуры Кластера;

совершенствование государственной поддержки и формирование благоприятных условий деятельности Кластера;

развитие рыночного потенциала в сфере промышленности

7

Исполнители Программы

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;

открытое акционерное общество "акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга";

некоммерческое партнерство в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств и медицинской техники "Медико-фармацевтические проекты. XXI век";

некоммерческое партнерство "Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий"  (В редакции Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 11.01.2017 г. N 1-рп)

8

Ожидаемые результаты реализации Программы

Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями

Кластера, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, % к предыдущему году - 10;

рост объема инвестиционных затрат организаций Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, % к предыдущему году - 10;

рост объема отгруженной организациями Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, % к предыдущему году - 5;

рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % к предыдущему году - 4;

рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, % по отношению к предыдущему году - 4;

рост количества запатентованных организациями Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, % по отношению к предыдущему году - 4

 

2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера

2.1. Информация о фармацевтическом рынке Российской Федерации

Объем рынка в 2014 году составил 919,5 млрд.руб. (+11,9% к 2013 году) и 5,36 млрд.упаковок (+1,6% к 2013 году). Доля отечественных лекарственных средств составила в 2014 году в денежном выражении 25,1% (2013 год - 24,7%), в натуральном выражении 58% (2013 году - 58,4%).

Объем государственных закупок в 2014 году составил 242,7 млрд.руб. (+15,2% к 2013 году). Доля отечественных лекарственных препаратов в государственных закупках в 2014 году - 21,7% (2013 год - 19,7%). В первом полугодии 2015 года доля отечественных лекарств в государственных закупках значительно увеличилась - 29,5%. В упаковках доля государственных закупок за год практически не изменилась и составила примерно 56,6%.

2.2. Информация о текущем состоянии Кластера

Выбор Санкт-Петербурга в качестве территориальной основы для создания Кластера обусловлен наличием одной из ключевых составляющих Кластера - значительных научных и образовательных ресурсов.

Кроме того, местоположение Санкт-Петербурга имеет стратегическое значение для его дальнейшего развития (морской порт, аэропорт, крупный железнодорожный узел) и обеспечивает географическую доступность для сотрудничества с европейскими партнерами.

Кластерный подход позволяет более полно раскрыться потенциалу Санкт-Петербурга в области создания, производства и внедрения в медицинскую практику лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения, опираясь на существующую материально-техническую базу, высококвалифицированный персонал и спектр имеющихся и ведущихся научных разработок.

В настоящее время Кластер объединяет значительное число компаний, среди которых учреждения науки, организации, осуществляющие разработку и выпуск промышленной инновационной продукции, а также сервисные компании.

Доля фармацевтической промышленности в Санкт-Петербурге, составляющая около 21% в общероссийских показателях объема российского фармацевтического рынка в денежном выражении, представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Объем производства лекарственных средств (млн.руб.)Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 N 29-рп "О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга" 

 Общероссийский объем

 

 

 

 

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

103619,2

143024,01

170862,72

179971,81

198448,8

 

Санкт-Петербург

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

11896,29

22247,87

28223,91

35968,35

41180,92

Объем производства лекарственных средств в Санкт-Петербурге относительно общероссийского объема в процентном соотношении (%)

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

11,5

15,56

16,52

19,99

20,75

_______________

 Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 N 29-рп "О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга" Источники: Федеральная служба государственной статистики.

 

2.3. Перспективы развития Кластера

Основной целью развития Кластера является создание условий для реализации ускоренной инновационной модели для развития организаций Кластера, что должно привести к увеличению выпуска наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, которая сможет успешно конкурировать с импортными аналогами на российском и международном рынках.

В результате реализации программы Кластера планируется достигнуть следующих результатов:

качественное улучшение медицинского обслуживания населения;

оснащение учреждений здравоохранения современной медицинской техникой отечественного производства;

увеличение выпуска высокотехнологичной продукции в общем объеме валового регионального продукта;

увеличение экспорта продукции отрасли в общем объеме российского экспорта.

3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз для Кластера

3.1. Сильные стороны Кластера

Выгодное географическое положение региона;

большое количество локализованных в регионе предприятий, связанных однородностью продукции и хозяйственными связями;

наличие российских и международных патентов у организаций Кластера;

наличие тесных локальных связей и механизмов эффективной горизонтальной и вертикальной интеграции научных, образовательных и производственных организаций и учреждений;

развитая инфраструктура профессионального образования;

опыт международного сотрудничества всех уровней - от членства в рабочих группах и организационных комитетах по реализации международных проектов до выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по контрактам, заключенным в рамках международных проектов и соглашений;

действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности;

увеличение количества результатов интеллектуальной деятельности, применимых к внедрению на предприятиях;

установление партнерских отношений Кластера с государственными институтами развития.

3.2. Слабые стороны Кластера

Ограниченность ресурсов для осуществления программных мероприятий;

недостаточная включенность организаций Кластера в мировой рынок НИОКР;

дефицит возможностей в сфере коммерциализации существующего научно-технического и технологического задела;

отсутствие коммерчески ориентированных институтов и лабораторий в области фармацевтического синтеза;

недостаточное количество квалифицированных специалистов;

недостаточное количество инфраструктурных объектов (технопарков, центров коллективного пользования) для инновационных малых предприятий, способных повысить эффективность функционирования Кластера за счет объединения ресурсов и сокращения издержек.

3.3. Возможности для Кластера

Растущий внутренний рынок;

получение синергетического эффекта за счет реализации междисциплинарных научных исследований;

совершенствование подхода региона к прогнозированию потребности в дополнительном привлечении персонала, оценке занятости населения, расчету потенциального выпуска специалистов по необходимым профессиям;

синхронизация процессов образовательной деятельности с производственными процессами;

увеличение количества разработок и повышение доли инновационной продукции;

снижение себестоимости производства за счет внедрения новых технологий производства и разработок;

возможности реализации межкластерных инициатив и проектов, направленных на саморегулирование отрасли;

возможность налаживания совместного производства с зарубежными производителями фармацевтической продукции и медицинской техники;

привлечение субсидий федерального и регионального бюджетов на развитие кластерной инфраструктуры.

3.4. Угрозы для Кластера

Ослабление роста рынка, снижение покупательской способности населения;

старение и выбывание кадров; утрата кадровой базы, необходимой для динамичного развития Кластера;

рост конкуренции со стороны зарубежных фармацевтических компаний и производителей медицинской техники;

из-за отсутствия опыта возможно замедление развития Кластера;

задержка создания обеспечивающей инновационной инфраструктуры может привести к снижению эффективности использования существующей и создаваемой исследовательской базы;

снижение объемов финансирования.

4. Научно-технологический и образовательный потенциал Кластера

Научные организации, входящие в Кластер, имеют достаточно большой опыт работы, участвуют в разработке новых препаратов, обучении учащихся и научных исследованиях: государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия" (далее - СПХФА), государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова" Министерства здравоохранения Российской Федерации и другие научные и образовательные учреждения.

Основными сферами патентования организаций Кластера являются новые способы получения лекарственных препаратов - 63% от общего числа патентов. Около 34% - 168 патентов получено на создание новых лекарственных препаратов. Это говорит о довольно высоких показателях научно-исследовательской деятельности институтов и учреждений. 8 патентов зарегистрировано в сфере нового применения известных лекарственных препаратов. Также 8 патентов было зарегистрировано на создание новых соединений (впервые синтезированные химические вещества). Эти сведения дают более полное представление об инновационной активности в области поиска принципиально новых лекарств. Общее количество патентов, и особенно патентов на новые химические соединения, указывает на масштабность и эффективность проводимых НИОКР. Остальные патенты, направленные, как правило, на усовершенствование ранее известных лекарственных средств, могут свидетельствовать о дополнительном интересе к фармацевтическому рынку Российской Федерации, в том числе о заинтересованности обеспечить охрану более ранних незащищенных разработок или о попытке "искусственного" продления ранее выданных охранных документов, защищающих наиболее экономически выгодные для фирмы препараты.

Основные организации Кластера, осуществляющие выполнение НИОКР в области медицинской промышленности: общество с ограниченной ответственностью "БТС ЛЭТИ"; общество с ограниченной ответственностью "НПО "Нефрон" (далее - ООО "Нефрон"), закрытое акционерное общество "Плазмофильтр"; общество с ограниченной ответственностью "НПО "Нефрон"; общество с ограниченной ответственностью "БИАНАЛИТИКА"; общество с ограниченной ответственностью "СП Минимакс"; открытое акционерное общество "Витал Девелопмент Корпорэйшн"; закрытое акционерное общество "МЭЛП"; закрытое акционерное общество "Научно-производственный комплекс "Экофлон".

5. Перечень ключевых инфраструктурных объектов Кластера с приведением основных технико-экономических характеристик и уровня промышленного использования

Перечень ключевых инфраструктурных объектов Кластера с приведением основных технико-экономических характеристик и уровня промышленного использования представлен в таблице 2.

 

Таблица 2

N п/п

Наименование объекта инфраструктуры

Технико-экономические характеристики

1

2

3

1

Центр экспериментальной фармакологии СПХФА

Центр экспериментальной фармакологии является структурным подразделением СПХФА, включает в себя лабораторию фармакологических исследований и виварий, оснащенные современным оборудованием. Центр осуществляет доклинические испытания лекарственных препаратов, проводит научные изыскания по токсичности и специфической активности соединений, предоставленных внутренними структурными подразделениями академии и внешними заказчиками

2

Центр превосходства СПХФА

Создание центра превосходства по разработке лекарственных препаратов, включающего Центр трансфера технологий с опытно-промышленным производством осуществляется в зданиях учебно-лабораторного корпуса, расположенного на территории Санкт-Петербурга, и включает в себя следующие учебно-научные комплексы: учебно-научный комплекс, включающий лаборатории синтеза активных фармацевтических субстанций синтетического и природного происхождения и учебные лаборатории кафедр химической технологии лекарственных веществ, неорганической химии, биологической химии;

учебно-научный комплекс, включающий аналитический центр, учебные лаборатории кафедр аналитической химии, физической и коллоидной химии, фармацевтической химии;

учебно-научный комплекс, включающий опытно-промышленное производство лекарственных препаратов и учебные лаборатории кафедр технологии лекарственных форм и промышленной технологии лекарственных препаратов;

центр трансферта технологий

 

6. Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы

Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

N п/п

Наименование показателя

Плановые значения показателей по годам

 

 

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1

Численность работников организаций Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, человек

55

55

60

2

Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера либо одной или более организацией Кластера совместно с иностранными организациями, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, % к предыдущему году

10

10

10

3

Рост объема инвестиционных затрат организаций Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, % к предыдущему году

10

15

10

4

Рост выработки на одного работника организаций Кластера, % к предыдущему году

2,6

3,1

3,6

5

Рост объема отгруженной организациями Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, % к предыдущему году

5

5

5

6

Рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % к предыдущему году

4

5

5

7

Рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга (%, по отношению к предыдущему году)

4

5

5

8

Рост количества запатентованных организациями Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом (%, по отношению к предыдущему году)

4

5

5

9

Численность работников организаций Кластера, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом

310

355

380

 

7. Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы - 2016 год и плановый период 2017-2018 годов.

8. Перечень мероприятий, осуществляемых в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов

Мероприятия, осуществляемые в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов в целях развития Кластера, предусмотрены в подразделе 3.5 Перечень мероприятий подпрограммы "Инновационное развитие Санкт-Петербурга" раздела 3 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы".

 

 

 

Приложение N 2

к распоряжению

 Правительства Санкт-Петербурга

от 22.04.2016 N 29-рп

 

 

 

Программа развития

промышленного кластера "Инновационный территориальный

промышленный кластер

"Композитный кластер Санкт-Петербурга"

 

Паспорт программы развития промышленного кластера

"Инновационный территориальный промышленный кластер

"Композитный кластер Санкт-Петербурга" (далее - Программа)

 

1

Наименование Программы

Программа развития промышленного кластера "Инновационный территориальный промышленный кластер "Композитный кластер Санкт-Петербурга" (далее - Кластер)

2

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика";

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

3

Цели Программы

Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;

повышение затрат на исследования и разработки за счет частного сектора;

развитие механизмов поддержки совместных кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций и предприятий, входящих в Кластер (далее - организации Кластера), и содействие повышению эффективности их взаимодействия;

повышение инвестиционной привлекательности Кластера;

инновационное развитие в сферах промышленности и жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга за счет технологического преобразования существующих инфраструктурных технологических платформ на основе новых технологических решений с использованием новых композиционных материалов

4

Задачи Программы

Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций в Кластере;

формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок для нужд организаций Кластера;

развитие производственного потенциала и производственной кооперации организаций Кластера;

создание и развитие современной научно-технической инфраструктуры для организаций Кластера;

стимулирование предпринимательской и инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся организациями Кластера;

продвижение продукции Кластера на внутренний и внешний рынки

5

Сроки реализации Программы

2016-2018 гг.

6

Участники Программы

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Композитный Кластер Санкт-Петербурга"

7

Ожидаемые результаты реализации Программы

Рост количества новых субъектов малого и среднего предпринимательства организаций Кластера не менее чем на 20% за плановый период;

рост количества реализованных совместных кластерных проектов не менее чем на 20% за плановый период;

рост количества созданных рабочих мест организациями Кластера не менее чем на 10% за отчетный период;

рост средней заработной платы в организациях Кластера не менее чем на 5% в год в течение планового периода;

увеличение объема реализованных товаров (работ, услуг) организациями Кластера не менее чем на 10% в течение планового периода

 

2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера

2.1. Информация о рынке композитных материалов в Российской Федерации

В настоящее время продажи композиционных материалов в Российской Федерации значительно уступают ведущим странам и составляют менее 1-3% (300-500 тыс.т) мирового рынка. Так, согласно материалам третьей международной конференции "Композиты и компаунды 2014" применение полимерных композитных материалов при изготовлении морских судов составляет 0,1%, тогда как в мире этот показатель равен 68%. Как и за рубежом, в России основным потребителем композитных материалов является авиационная промышленность. К особенностям следует отнести значительную долю потребления таких материалов в строительстве и атомной энергетике. В отличие от стран Западной Европы в России уделяется большое внимание такой высокотехнологичной отрасли, как атомная энергетика, в которой позиции Российской Федерации являются традиционно сильными. По структуре потребляемых материалов российский рынок композитных материалов, также как и мировой, характеризуется значительной долей композитов на основе стекловолокна, которая по разным оценкам составляет около 130 тыс.т.

Инерционный сценарий потребления композитных материалов в Российской Федерации фиксирует текущее положение, когда основным потребителем является авиастроение. Изменение в базовом и инновационном сценариях соотношений в пользу других отраслей свидетельствует о готовности государства оказать поддержку и стимулировать потребление в других отраслях экономики.

В 2015 году ряд ведущих компаний отрасли производства композитных материалов в Санкт-Петербурге и соседних регионах, проанализировав перспективы развития рынка композитов, приняли решение о создании Кластера.

Стратегической целью Кластера является повышение конкурентоспособности санкт-петербургских предприятий-производителей композитных материалов и конструкций из них, создание уникальных компетенций и развитие партнерской сети, формирующих бренд Кластера, притягивающий к нему новых участников и открывающий новые рынки для композитных материалов и изделий из них.

Кластер объединяет порядка 20 компаний, в которых занято более 1000 человек, общий объем выпуска промышленной продукции организациями Кластера составил около 20 млрд.руб. в 2015 году.

2.2. Основные виды продукции, производимой организациями Кластера

Организациями Кластера производятся следующие основные виды продукции:

суда из композитных материалов;

комплектующие изделия к судам из композитных материалов;

композитная арматура и другие строительные материалы, выполненные из стеклянных, базальтовых, углеродных или арамидных волокон;

композитные покрытия и бетоны;

продукция для жилищно-коммунального хозяйства, в том числе трубы для канализации и водопровода, выполненные из композитных материалов;

проектирование и производство специальных технических изделий с заданными свойствами из полимерных конструкционных материалов.

2.3. Ключевые рынки и потребители продукции Кластера

Композитные материалы применяются при строительстве инженерных сетей, в частности водопроводных систем, при создании объектов транспортной инфраструктуры, в жилищном, коммерческом и промышленном строительстве, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства и при благоустройстве.

Активными потребителями изделий из композитных материалов являются государственные предприятия. Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" успешно применяет композиты при сооружении конструкций обустройства стволов вентиляционных шахт, при замене направляющих поручней и гребней ступеней эскалаторов, для замены створок дверей, при герметизации кабелей и ходовых рельсов.

Организации Кластера производят продукцию для нужд Министерства обороны Российской Федерации, организаций, осуществляющих вылов биоресурсов, и компаний, занимающихся перевозками грузов и пассажиров морским и речным водным транспортом.

3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз Кластера

Проведенные исследования тенденций рынка композитных материалов, анализ внешней конкурентной среды, позиций организаций Кластера на отраслевом рынке, позволяют выделить сильные, слабые стороны, возможности и угрозы для организаций Кластера на рынках Российской Федерации, Санкт-Петербурга и зарубежных стран.

3.1. Сильные стороны Кластера

Высокие эксплуатационные характеристики выпускаемой продукции;

наличие производственной базы;

высокая конкурентоспособность новых продуктов;

возможность оперативного внедрения научных разработок;

наличие сырья в регионе.

3.2. Слабые стороны

Низкий уровень знаний о характеристиках продукции у целевой аудитории;

высокий уровень производственных затрат;

отсутствие единых требований к продукции;

слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятиях;

отсутствие специализированного производственного оборудования;

недостаток квалифицированных кадров;

отсутствие схемы внутреннего софинансирования разработок;

отсутствие опыта кластерного взаимодействия.

3.3. Возможности для Кластера

Потенциально большие объемы рынков;

создание исследовательской площадки;

создание кластерной системы подготовки кадров;

государственный курс на импортозамещение.

3.4. Угрозы для Кластера

Использование импортного сырья;

отсутствие регламентирующей нормативно-правовой базы;

риск конкуренции со стороны поставщиков импортной продукции;

отсутствие необходимого оборудования;

нехватка квалифицированных специалистов.

4. Сроки реализации Программы

Срок реализации программы: 2016-2018 годы.

Этапы реализации программы не предусмотрены.

5. Индикаторы реализации Программы

Индикаторы реализации Программы представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Наименование индикатора

Единица измерения

Значение индикатора по годам

 

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1

2

3

4

5

6

1

Количество новых субъектов малого и среднего среди организаций Кластера

в % к предыдущему году

5

10

10

2

Количество реализованных совместных кластерных проектов

единиц

1

1

2

3

Количество созданных рабочих мест организациями Кластера

в % к предыдущему году

5

5

5

4

Рост средней заработной платы в организациях Кластера

в % к предыдущему году

5

5

10

5

Объем реализованных товаров (работ, услуг) организациями Кластера

млн.руб.в год

20000

20500

21000

 

6. Перечень мероприятий, осуществляемых в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов

Мероприятия, осуществляемые в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов в целях развития Кластера, предусмотрены в подразделе 3.5 раздела 3 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы".

 

 

Приложение N 3

к распоряжению

 Правительства Санкт-Петербурга

от 22.04.2016 N 29-рп

 

Программа развития

промышленного кластера "Кластер станкоинструментальной

промышленности Санкт-Петербурга"

 

(В редакции Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 11.01.2017 г. N 1-рп)

 

1.               Паспорт программы развития промышленного кластера "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга"

(далее - Программа)

 

1

Наименование Программы

Программа развития территориального кластера "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга" (далее - Кластер)

2

Основания для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика";

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

3

Цели Программы

Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;

повышение внутренних затрат на исследования и разработки за счет частного сектора;

развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций и предприятий, входящих в Кластер (далее - организации Кластера), и содействие повышению эффективности их взаимодействия;

обеспечение формирования благоприятных условий для развития Кластера

4

Задачи Программы

Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций Кластера;

развитие производственной кооперации организаций Кластера;

создание современной научно-технической инфраструктуры для организаций Кластера;

стимулирование инновационной активности промышленных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса станкоинструментальной отрасли;

продвижение продукции Кластера на внутренний и внешний рынки

5

Сроки реализации Программы

2016-2018 гг.

6

Исполнители Программы

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;

открытое акционерное общество "акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга";

некоммерческое партнерство "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга"  (В редакции Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 11.01.2017 г. N 1-рп)

7

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы будет способствовать достижению следующих результатов к концу планового периода:

рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж экспортной продукции до 5%;

расширение номенклатуры выпускаемого организациями Кластера станочного оборудования и комплектующих изделий до 15%;

снижение себестоимости производимой продукции до 5%;

рост средней заработной платы работников организаций Кластера до 18%

 

2. Текущее состояние развития Кластера

Станкостроение традиционно является технологической базой модернизации и основой экономической независимости государства. Станкостроение обслуживает предприятия судостроения, авиастроения, агропромышленного комплекса, дорожного строительства, космической сферы, атомной энергетики, нефтегазового сектора, поэтому технологическая модернизация в этих отраслях напрямую связана с процессами, происходящими в станкоинструментальной отрасли.

В 2012 году ведущие представители станкоинструментальной отрасли Санкт-Петербурга создали некоммерческое партнерство "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга" (далее - НП "КСП") в целях объединения усилий организаций научной сферы, профильных институтов, предприятий станкостроения.

Станочное оборудование, выпускаемое на предприятиях НП "КСП", представлено широким номенклатурным рядом по всем группам оборудования и обеспечивает формирование парка основных фондов и производственно-технологическое обеспечение деятельности предприятий военно-промышленного комплекса, энергетического машиностроения, комплекса транспортного машиностроения (авиастроение, судостроение, автомобилестроение), предприятий сельскохозяйственного машиностроения и заводов по выпуску металлургического оборудования.

Основная продукция организаций Кластера - это металлорежущее оборудование:

центры обрабатывающие, расточные станки;

станки металлорежущие для сверления, растачивания, фрезерования, нарезания наружной или внутренней резьбы путем удаления металла;

станки зубообрабатывающие: зубодолбежные, зуборезные, зубошлифовальные, зубофрезерные;

станки для обработки любых материалов путем удаления материала с помощью лазерного луча;

круглошлифовальные станки.

Численность занятых в организациях Кластера, осуществляющих производство и выпуск продукции, составляет около 700 человек.

Объем произведенной продукции и оказанных услуг организациями Кластера за 2015 год составил 2,8 млрд.руб.

В целях подготовки кадров для организаций Кластера между федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" (далее - Университет) и НП "КСП" подписано соглашение о сотрудничестве. Студенты Университета проходят подготовку на предприятиях НП "КСП". Создана профильная кафедра на базе НП "КСП" "Автоматизация производственных процессов в станкостроении".

3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностях и угрозах Кластера

Данные о сильных и слабых сторонах Кластера, а также возможностях и угрозах для Кластера.

3.1. Сильные стороны Кластера

Ряд организаций Кластера являются единственными отечественными производителями отдельных видов металлообрабатывающего оборудования.

На организациях Кластера сохранены ключевые компетенции отечественного станкостроения.

Расположение организаций Кластера на территории Санкт-Петербурга обеспечивают доступ к объектам научной и образовательной инфраструктуры.

Высокий профессиональный уровень руководителей организаций Кластера: предприятия НП "КСП" являются членами профильных промышленных союзов и ассоциаций, участвуют в работе экспертных комиссий и советов.

Основные предприятия НП "КСП" являются членами Российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции "Станкоинструмент".

3.2. Слабые стороны Кластера

Уровень износа основных фондов организаций Кластера характеризуется как высокий (от 60 до 80%).

Низкий технологический уровень производства.

Недостаток квалифицированных кадров.

Отсутствие собственных производственных площадей.

3.3. Возможности для Кластера

Наличие технического, конструкторско-технологического и производственного потенциала организаций Кластера позволяет выпускать широкий ассортимент станков.

Растущий спрос на металлообрабатывающее оборудование в Российской Федерации.

Сложившиеся многолетние отношения с ведущими поставщиками комплектующих и наличие широкой клиентской базы заказчиков во всех регионах Российской Федерации.

Направленность государственной политики на развитие отечественного станкостроения.

3.4. Угрозы для Кластера

Отсутствие собственных производственных площадей, необходимых для наращивания производственных мощностей.

Запуск серийного производства новых видов оборудования требует существенных инвестиций.

3.5. Основные подходы к решению проблем

Развитие инфраструктуры путем строительства нового современного научно-производственного комплекса коллективного пользования.

 

Подготовка высококвалифицированных специалистов станкоинструментальной отрасли (проведение стажировок, курсов повышения квалификации, сотрудничество участников Кластера с Вузами).

4. Сроки реализации Программы

Срок реализации Программы - 2016 год и плановый период 2017-2018 годов.

5. Индикаторы реализации Программы

Индикаторы реализации Программы представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

N п/п

Наименование индикатора

Единица измерения

Значение индикатора по годам

 

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1

2

3

4

5

6

1

Количество новых участников Кластера

единиц

18

21

24

2

Прирост объема реализованных товаров (работ, услуг) организациями Кластера

в % к предыдущему году

102

104

106

3

Количество созданных рабочих мест организациями Кластера

единиц

50

180

395

 

6. Кадровое обеспечение предприятий Кластера

НП "КСП" развивает сотрудничество в области подготовки и переподготовки кадров с профессиональными учебными заведениями и вузами Санкт-Петербурга. С 2015 года организациями Кластера реализуется проект по взаимодействию в области развития образования и повышения качества трудовых ресурсов, разработки и внедрения системы независимой оценки и сертификации квалификации на базе НП "КСП".

Базовой площадкой для подготовки и переподготовки кадров для организаций Кластера выступает Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Петровский колледж" (далее - Колледж).

Колледж является многопрофильным и многофункциональным образовательным учреждением, осуществляющим подготовку специалистов и высококвалифицированных рабочих для предприятий Санкт-Петербурга.

С 2012 года Колледж активно сотрудничает с организациями Кластера в рамках организации производственной практики и дальнейшего трудоустройства учащихся.

В 2013 году между Колледжем и НП "КСП" подписано соглашение о сотрудничестве в области образования, науки, производства и реализации образовательных программ, направленных на удовлетворение потребности предприятий и организаций НП "КСП" в соответствующих специалистах, повышение квалификации сотрудников предприятий, внедрение новых технологий, научных разработок, проектов.

Оценка и признание результатов обучения базируются на идентификации соответствия выпускников и персонала отраслей машиностроения, металлообработки, литейного производства требованиям профессиональных стандартов. Этим обусловлена актуальность реализации проекта Кластера по созданию Центра оценки и сертификации квалификаций (далее - ЦОСК) для данных отраслей промышленности.

Целью создания ЦОСК является обеспечение повышения уровня образования в соответствии с федеральными государственными образовательными и профессиональными стандартами через организацию системы независимой оценки практических навыков обучаемых.

Основными задачами ЦОСК являются:

организация системы независимой оценки практических навыков обучаемых на всех уровнях профессионального образования;

содействие работодателям в компетентном подборе высококвалифицированных работников.

7. Перечень мероприятий, осуществляемых в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов

Мероприятия, осуществляемые в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов в целях развития Кластера, предусмотрены в подразделе 3.5 раздела 3 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы".

 

 

 

Приложение N 4

к распоряжению

 Правительства Санкт-Петербурга

от 22.04.2016 N 29-рп

 

 

Программа развития

инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения,

средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга"

 

(В редакции Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 11.01.2017 г. N 1-рп)

 

1.      Паспорт программы развития инновационного территориального кластера

"Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" (далее - Программа)

 

1

Наименование Программы

Программа развития инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" (далее - Кластер)

2

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

3

Цели Программы

Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;

повышение внутренних затрат на исследования и разработки за счет частного сектора;

развитие радиоэлектронной промышленности в Санкт-Петербурге за счет внедрения современных информационных технологий, электронной компонентной базы, развития производства, увеличения выпуска инновационной импортозамещающей конкурентной продукции двойного применения;

занятие организациями и предприятиями, входящими в Кластер (далее - организации Кластера), лидирующих позиций на глобальном рынке информационных технологий, включая существенный рост экспорта программного обеспечения (далее - ПО) и ИТ-услуг, реализацию в Санкт-Петербурге комплексного аппаратно-программного решения "Безопасный интеллектуальный город (регион, район, квартал, дом)", конвергенцию информационных технологий (далее - ИТ) с инновационными секторами (нано, био) и интенсивное вовлечение ИТ в процесс модернизации традиционных секторов экономики Санкт-Петербурга

4

Задачи Программы

Развитие научно-технической и производственной кооперации организаций Кластера;

повышение эффективности подготовки кадров для организаций Кластера;

содействие внедрению современных информационных технологий на предприятиях и в организациях Санкт-Петербурга для повышения эффективности их деятельности;

продвижение продукции Кластера на внутренний и внешний рынки

5

Сроки реализации Программы

2016-2018 гг.

6

Исполнители Программы

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;

акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга";

Санкт-Петербургская Ассоциация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций;

некоммерческое партнерство разработчиков программного обеспечения "РУССОФТ"  (В редакции Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 11.01.2017 г. N 1-рп)

7

Ожидаемые результаты реализации Программы

Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, % к предыдущему году - 5%;

рост объема инвестиционных затрат организаций Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, % к предыдущему году - 7%;

рост объема отгруженной организациями Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, % к предыдущему году - 7%;

рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % к предыдущему году - 3%;

рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, % по отношению к предыдущему году - 10%;

рост количества запатентованных организациями Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, % по отношению к предыдущему году - 10%

 

2. Текущее состояние развития Кластера

Кластер объединяет два направления: "Радиоэлектроника" (далее - РЭК) и ИТ.

По направлению РЭК в Кластер входит более 90 предприятий, выпускающих свыше 60% совокупного объема радиоэлектронной продукции Санкт-Петербурга.

Совокупный объем производства предприятий РЭК в 2014 году составил около 40 млрд.руб. При этом с 2010 года совокупная выручка предприятий РЭК к 2014 году выросла в 2,2 раза, предприятия продолжили уверенное развитие и курс на создание рынка гражданской радиоэлектроники.

На предприятиях по направлению РЭК занято свыше 30 тыс. человек.

Предприятия РЭК занимают лидирующие позиции по производству целого ряда изделий электронной компонентной базы, пьезоэлектронных приборов, магнитов и магнитопроводов, приборов СВЧ, электровакуумных приборов, конденсаторов, микросхем интегральных, приборов полупроводниковых.

В Санкт-Петербурге находится более 700 организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Кроме этого, на территории Санкт-Петербурга расположены ведущие центры разработок глобальных ИТ компаний. В Санкт-Петербурге занято около 30 тысяч профессиональных разработчиков ПО. В состав Кластера по направлению ИТ входит более 60 предприятий и организаций.

3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностях и угрозах Кластера

Данные о сильных и слабых сторонах Кластера, а также о возможностях и угрозах для Кластера.

3.1. Сильные стороны Кластера

Высокий уровень обеспеченности организаций Кластера объектами научной и образовательной инфраструктуры;

наличие устойчивых кооперационных связей с образовательными учреждениями, ведущими международными предприятиями;

диверсифицированный продуктовый ряд, высокие качество и конкурентоспособность продукции Кластера;

лидерство (доминирующее положение) на внутреннем рынке по ряду продуктов.

3.2. Слабые стороны Кластера

Недостаточно высокий уровень развития кооперации между участниками Кластера в сфере науки и производства;

дефицит квалифицированных кадров по ряду специальностей;

низкий уровень присутствия продукции Кластера на мировом рынке;

недосточный уровень локализации предприятий;

недостаточное обеспечение Кластера объектами инновационной инфраструктуры.

3.3. Возможности для Кластера

Рост рынков продукции Кластера;

возможность использования механизмов государственной поддержки, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне, направленной на развитие кластерной инфраструктуры;

использование возможностей Санкт-Петербурга как региона базирования Кластера, обеспечивающего высокий уровень качества жизни и инвестиционную привлекательность, благоприятную ситуацию на рынке труда.

3.4. Угрозы для Кластера

Усиление конкуренции за счет роста инновационной активности действующих участников рынка, появления на рынке новых разработчиков и производителей.

4. Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы - 2016 год и плановый период 2017-2018 годов.

5. Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы

Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Наименование показателя

Плановые значения показателей по годам

 

 

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1

2

3

4

5

1

Численность работников организаций Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, человек

45

60

60

2

Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера либо одной или более организацией Кластера совместно с иностранными организациями, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, % к предыдущему году

5

5

5

3

Рост объема инвестиционных затрат организаций Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, % к предыдущему году

7

7

7

4

Рост объема отгруженной организациями Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, % к предыдущему году

5

7

7

5

Рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % к предыдущему году

3

3

3

6

Рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, % к предыдущему году

10

10

20

7

Рост количества запатентованных организациями Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, %, к предыдущему году

10

10

2

8

Численность работников организаций Кластера, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом

100

100

100

 

6. Перечень мероприятий, осуществляемых в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов

Мероприятия, осуществляемые в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов в целях развития Кластера, предусмотрены в подразделе 3.5 раздела 3 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы".

 

 

 

Приложение N 5

к распоряжению

 Правительства Санкт-Петербурга

от 22.04.2016 N 29-рп

 

Программа развития

Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера

транспортного машиностроения "Метрополитены

и железнодорожная техника"

 

(В редакции Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 11.01.2017 г. N 1-рп)

 

Паспорт программы развития Санкт-Петербургского

инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения

"Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - Программа)

1.              

1

Наименование Программы

Программа развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - ИПК ТМ "МЖТ", Кластер)

2

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

3

Цели Программы

Усиление статуса Санкт-Петербурга как центра транспортного машиностроения Российской Федерации;

формирование конкурентоспособного сектора транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге;

создание условий для устойчивого роста компетенций участников Кластера, повышения научно-технического и технологического уровня, увеличения конкурентоспособности и объемов реализации продукции участников Кластера;

развитие механизмов поддержки совместных кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий Кластера и содействие повышению эффективности их взаимодействия;

внедрение инноваций, развитие импортозамещения и локализация продукции транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге

4

Задачи Программы

Повышение уровня компетенции участников Кластера, конкурентоспособности и качества продукции, развитие конкурентной среды среди предприятий Кластера;

формирование международной производственной кооперации, сбытовых и маркетинговых сетей за рубежом;

развитие системы кадрового обеспечения участников Кластера, повышение уровня подготовки специалистов;

формирование системы развития маркетинга и продвижения на рынке продукции (товаров, услуг) участников Кластера;

развитие объектов инновационной инфраструктуры и расширение технологических возможностей инновационной инфраструктуры Кластера;

развитие малого и среднего бизнеса на территории Кластера;

развитие механизмов коммерциализации технологий на территории кластера, инвестиционного и финансового обеспечения деятельности участников Кластера;

повышение инвестиционной привлекательности Кластера;

самоорганизация участников Кластера, консолидация ресурсов в части научной и производственной кооперации, оказания взаимных услуг, информационного обмена, маркетинга и менеджмента;

создание участниками Кластера стратегических, программных и плановых документов Кластера;

развитие инициатив участников Кластера по формированию инновационных проектов с участием двух и более организаций-участников Кластера;

организация методической, информационной и инфраструктурной поддержки исследовательской, научной, производственной и маркетинговой деятельности участников Кластера;

разработка, изготовление и вывод на рынок наукоемкой конкурентоспособной продукции, в том числе по программам импортозамещения;

участие предприятий Кластера в программах поддержки Правительства Санкт-Петербурга и Российской Федерации, направленных на развитие отрасли машиностроения;

содействие обеспечению формирования благоприятных условий для развития Кластера

 

 

5

Сроки реализации Программы

2017-2019 гг.

6

Основные направления реализации Программы

Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;

развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;

развитие производственного потенциала и производственной кооперации;

развитие инфраструктуры Кластера;

совершенствование государственной поддержки и формирование благоприятных условий деятельности Кластера;

развитие рыночного потенциала в сфере промышленности

7

Исполнители Программы

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;

акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга";

некоммерческое партнерство инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника"

8

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение количества предприятий, входящих в Кластер, - на 4;

количество новых субъектов малого и среднего предпринимательства - участников Кластера - 3;

совместная проработка и увеличение кластерных проектов - на 6;

количество реализованных совместных кластерных проектов - 5;

рост количества вновь создаваемых рабочих мест - более 50;

увеличение средней заработной платы на предприятиях Кластера - 5% к предыдущему году;

повышение производительности труда и снижение издержек;

увеличение номенклатуры производимой продукции;

увеличение объема реализованных товаров (работ, услуг) - более 3500 наименований;

импортозамещение продукции - детали для новых вагонов метро

 

2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера

2.1. Оценка текущего состояния рынков производимой Кластером продукции

В настоящее время снижен спрос на обновление подвижного состава: вагонов метро, трамваев, автобусов, троллейбусов, электропоездов и пассажирских вагонов.

Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод" производит готовой продукции (пассажирские вагоны) менее чем на 25% от своей производственной мощности, которая составляет 1200 вагонов в год.

В Санкт-Петербурге резко снизился объем закупки новых трамваев, к 2018 году планируется закупить 17 трамваев и 36 троллейбусов, а подлежат выводу из эксплуатации, связанному с выработкой моторесурса, около 700 трамваев. Износ троллейбусного парка достиг 40%.

Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (далее - ГУП "Петербургский метрополитен") в ближайшее время планирует закупку нового подвижного состава в связи с окончанием выработки моторесурса около 70% подвижного состава. В 2017 году планируется поставка 6 составов на 1-й и 3-й линиях метрополитена (36 вагонов).

Анализ состояния эскалаторов Санкт-Петербургского метрополитена показал, что в настоящее время в Санкт-Петербургском метрополитене эксплуатируется около 250 эскалаторов 16 типов. 39 эскалаторов типа ЭМ-4, ЛТ-1 и ЛТ-3 находятся в эксплуатации более 50 лет, 43 эскалатора типа ЛТ-2 и ЛТ-3 - более 40 лет. Эскалаторы типов ЭМ-4, ЛТ-1, ЛТ-2 и ЛТ-3 в значительной мере выработали свой ресурс и подлежат замене.

2.2. Информация о текущем состоянии Кластера

ИПК ТМ "МЖТ" является одним из наиболее эффективных кластеров, объединяющим в своем составе 13 организаций, в том числе научно-образовательные и производственные компании.

Основной целью Кластера является сотрудничество крупных потребителей вагонов метро и железнодорожной техники со средними и малыми предприятиями, разработчиками технологий, связывающих поставщиков и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой производственной цепочки. Кластер специализируется на поставке продукции и услуг для потребностей метрополитена и предприятий железнодорожного транспорта. В рамках Кластера создан центр по локализации производителей компонентов для вагоностроительной промышленности.

Внутрикластерные отношения стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. В основе процесса образования Кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и смежными отраслями. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия всех участников Кластера, в том числе в повышении конкурентоспособности.

 

 Характеристика

текущего состояния промышленного потенциала участников Кластера

 

п/п

Наименование

Единица измерения

Показатель

1

Количество предприятий, участников Кластера

штук

13

2

Общее количество работников предприятий Кластера

человек

1050

3

Совокупный оборот денежных средств предприятий - участников Кластера

млрд.руб.

4,5

4

Средняя заработная плата на предприятиях Кластера в пересчете на одного работника

руб.

48000

 

2.3. Перспективы развития Кластера

2.3.1. Перспективы развития промышленного потенциала участников Кластера

За счет реализации Программы планируется сократить имеющийся разрыв в конкурентоспособности продукции предприятий Кластера с зарубежными аналогами и выйти на устойчивую траекторию дальнейшего развития, сформировать глобально конкурентоспособный кластер в сфере транспортного машиностроения.

ИПК ТМ "МЖТ" через пять лет - это передовой российский научно-производственный центр в области транспортного машиностроения.

2.3.2. Перспективы развития инфраструктуры Кластера

Основные перспективы развития инфраструктуры Кластера связаны с усилением конкурентоспособности предприятий Кластера в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации:

дальнейшее развитие научных исследований в области инновационного производства запасных частей для подвижного состава городского транспорта и транспортной инфраструктуры региона;

использование (применение) новейших разработок, технологических решений и нового оборудования;

разработка инновационных видов продукции;

развитие системы профессионального обучения и повышения квалификации.

К основным приоритетам расширения объемов выпускаемой продукции предприятий Кластера относятся:

увеличение количества выпускаемых видов продукции путем включения в Кластер дополнительных предприятий, обладающих необходимыми производственными мощностями, и реализации новых инвестиционных проектов;

привлечение дополнительных прямых инвестиций, вовлечение дополнительных научно-исследовательских и образовательных учреждений, обладающих необходимым научным потенциалом по данному направлению, за счет этого расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

интеграция научно-производственных возможностей, что позволит реализовывать совместные проекты, привлекая значительные объемы инвестиций, в том числе за счет федеральных целевых программ.

3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз для Кластера

3.1. Сильные стороны Кластера

Сильными сторонами Кластера являются:

добровольное объединение и координация общих усилий предприятий, расположенных в одном регионе, связанных общими задачами и целями, общей кооперацией и единым подходом к стандартам качества выпускаемой продукции;

высокая концентрация предприятий в области транспортного машиностроения на территории Санкт-Петербурга, наличие полного технологического цикла разработки и производства деталей, узлов и комплектующих широкого спектра;

наличие крупнейшего специализированного образовательного центра Кластера -федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого";

современный уровень технологического перевооружения ряда предприятий, осуществляющих разработки и производство деталей, узлов и комплектующих широкого спектра;

высокий уровень концентрации объектов инновационной инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга;

частично созданные внутрикластерные кооперационные цепочки, позволяющие проводить практически полный цикл по продукции машиностроения;

наличие современных конкурентоспособных разработок новой продукции, высококвалифицированных инженерно-технических работников, высокопроизводительного современного оборудования;

сокращение сроков внедрения новых наукоемких разработок в производство в связи с уменьшением временных затрат на принятие организационных решений.

3.2. Слабые стороны Кластера

Слабыми сторонами Кластера являются:

недостаточный уровень кооперации участников Кластера между собой, сохраняющаяся излишняя "закрытость" многих предприятий Кластера, незначительная вовлеченность предприятий Кластера в цепочки по производству готовой продукции;

дефицит кадров, чьи компетенции необходимы для развития действующих и освоения новых технологий, существующая потребность в технических специальностях не покрывается за счет локальных учебных заведений;

ориентация большинства участников Кластера на государственный заказ как на основной источник спроса на продукцию (товары, услуги) Кластера;

отсутствие у большинства предприятий Кластера опережающих разработок конечной продукции;

высокие относительные издержки на решение вопросов аренды производственных помещений.

3.3. Возможности для Кластера

При сохранении существующих темпов развития возможно сокращение существенного технологического отставания предприятий Кластера от мировых лидеров в вопросах производства продукции транспортного машиностроения и разработки современной продукции на территории Кластера.

Сохраняются серьезные перспективы освоения новых потенциальных рынков заказов в области транспортного машиностроения.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328, наряду с другими действующими программами предусматривает наращивание объемов государственного заказа в области специализации предприятий Кластера.

Существующие программы Правительства Санкт-Петербурга направлены на поддержку инновационных предприятий, в том числе на сокращение издержек при реализации новых инновационных проектов предприятиями Кластера.

3.4. Угрозы для Кластера

Угрозами для Кластера являются:

повышенная по сравнению со многими зарубежными странами стоимость капитальных вложений в новые объекты на территории предприятий Кластера;

особенности государственной налоговой системы, дестимулирующие длительные капитальные вложения;

несовершенная среда регулирования проектирования, создания и ввода в эксплуатацию промышленных объектов;

высокая стоимость кредитных ресурсов для участников Кластера;

высокая связь между валовым продуктом предприятий Кластера и величиной государственного заказа;

при изменении макроэкономических факторов вероятно резкое снижение объемов государственного заказа, что может создать значительные проблемы для всех предприятий Кластера;

вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию резко сократило возможность реализации политики государственного протекционизма в транспортном машиностроении.

4. Научно-технологический и образовательный потенциал Кластера

Объектами технологической инфраструктуры, необходимыми участникам Кластера для создания совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, являются акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга" и Центр прототипирования, являющийся структурным подразделением акционерного общества "Технопарк Санкт-Петербурга".

Мониторинг и организационную поддержку развития Кластера осуществляет некоммерческое партнерство инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника".

Профессиональное обучение и (или) дополнительное образование персонала участников Кластера осуществляет федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I". Кластер имеет рамочный договор с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный экономический университет" на проведение финансовой экспертизы бизнес-проектов, переподготовку специалистов и прохождение производственной практики студентами указанного университета.

Предприятия Кластера ведут технологическую проработку и подготовку к производству комплектующих изделий для электроприводов на базе вентильных двигателей (электродвигателей постоянного тока на постоянных магнитах) и систем управления к ним. Решается вопрос о головном сборочном предприятии на базе предприятия Кластера - общества с ограниченной ответственностью "Инновационно-промышленное объединение "Ю-ПИТЕР".

5. Перечень ключевых инфраструктурных объектов Кластера с приведением основных технико-экономических характеристик и уровня промышленного использования

Перечень ключевых инфраструктурных объектов Кластера с приведением основных технико-экономических характеристик и уровня промышленного использования представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

п/п

Наименование объекта инфраструктуры

Технико-экономические характеристики

1

2

3

1

ГУП "Петербургский метрополитен" Электродепо "Автово"

Электродепо "Автово" осуществляет весь комплекс мероприятий по среднему и капитальному ремонту вагонов и основного вагонного оборудования. Выполняются крупные ремонты разных объемов (подъемочный ремонт), средний ремонт, капитальный ремонт.

Проводятся работы по формированию, освидетельствованию и ремонту колесных пар вагонов метрополитена, ремонту мотор-компрессоров, тележек, тяговых двигателей.

Производится обкатка и перегонка подвижного состава на линиях метрополитена, проверка технического состояния подвижного состава для перегонки и обкатки, формирования готовности для выдачи на линию

2

Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Система"

На предприятии занимаются изготовлением, модернизацией и ремонтом существующих конструкций тележек вагонов метрополитена со шпинтонным и поводковым буксовым подвешиванием, а также изготовлением запасных частей к ним

3

Открытое акционерное общество "Октябрьский электровагоноремонтный завод"

Завод занимается ремонтом, модернизацией подвижного состава, строительством новых вагонов метро

 

6. Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы

Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы с разделением по годам приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

п/п

Наименование показателя

Плановые значения результативности реализации Программы

 

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

2

3

4

5

1

Численность работников организаций Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, человек

40

45

51

2

Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера либо одной или более организацией Кластера совместно с иностранными организациями, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, % к предыдущему году

4

5

6

3

Рост объема инвестиционных затрат организаций Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подведение инженерных коммуникаций, % к предыдущему году

5

6

7

4

Рост выработки на одного работника организаций Кластера, % к предыдущему году

1,5

2,5

3

5

Рост объема отгруженной организациями Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, % к предыдущему году

4

4

4

6

Рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % к предыдущему году

2

2,5

3,5

7

Рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования (муниципальных образований), в границах которого расположен Кластер, % к предыдущему году

6

7

8

8

Рост количества запатентованных организациями Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, % к предыдущему году

4

6

5

9

Численность работников организаций Кластера, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом

160

200

230

 

7. Перечень мероприятий, осуществляемых в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов

Мероприятия, осуществляемые в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов в целях развития Кластера, предусмотрены в подразделе 3.5 раздела 3 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы".

 

 

Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга "О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга" от 22.04.2016 N 29-рп