Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.09.2024 N 837 "Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.09.2024 | N 837 |
Об утверждении Основных направлений
государственной долговой политики Санкт-Петербурга
на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной государственной долговой политики Санкт-Петербурга и повышения ее эффективности Правительство Санкт-Петербурга
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Основные направления государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Корабельникова А.А.
Губернатор Санкт-Петербурга |
А.Д. Беглов |
Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 24.09.2024 N 837
Основные направления государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
1. Итоги реализации государственной долговой политики Санкт-Петербурга в 2023-2024 годах
Государственная долговая политика Санкт-Петербурга (далее - долговая политика Санкт-Петербурга) в 2023-2024 годах была направлена на сохранение высокого уровня долговой устойчивости, недопущение необоснованных заимствований, полное и своевременное исполнение обязательств по обслуживанию и погашению государственного долга Санкт-Петербурга.
По итогам 2023 года объем государственного долга Санкт-Петербурга составил 88,1 млрд руб., что соответствует 7,9 процента годового объема доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений.
За 2023 год государственный долг Санкт-Петербурга уменьшился на 0,3 млрд руб., что обусловлено:
привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурный бюджетный кредит) в объеме 14,5 млрд руб.;
привлечением бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Санкт-Петербурга, предоставленного Управлением Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 N 501 "О внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, о приостановлении действия подпункта "а" пункта 1(1) и пункта 2(1) Правил предоставления субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и об особенностях предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в 2023 году" (далее - бюджетный кредит на опережающее финансирование) в объеме 0,4 млрд руб.;
плановым погашением части номинальной стоимости двух выпусков государственных облигаций Санкт-Петербурга в размере 15,2 млрд руб.
Расходы на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга в 2023 году составили 6,1 млрд руб. или 0,5 процента годового объема расходов бюджета Санкт-Петербурга без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций.
В целях контроля за проведением субъектами Российской Федерации ответственной заемной (долговой) политики в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации ежегодно осуществляет оценку долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, по результатам которой в 2023 году Санкт-Петербург отнесен к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
В связи с наличием на начало 2024 года значительных остатков денежных средств, размещенных с единого счета бюджета Санкт-Петербурга на банковских депозитах, и во взаимосвязи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой рассматривается возможность отказа от рыночных заимствований в 2024 году.
По состоянию на 01.08.2024 государственный долг Санкт-Петербурга составил 77,7 млрд руб. (6,8 процента утвержденного годового объема доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений), уменьшившись с начала 2024 года на 10,3 млрд руб.
Уменьшение государственного долга Санкт-Петербурга по состоянию на 01.08.2024 обусловлено:
погашением бюджетного кредита на опережающее финансирование в размере 0,4 млрд руб.;
плановым погашением части номинальной стоимости выпуска государственных облигаций Санкт-Петербурга в размере 9,9 млрд руб.
В структуре государственного долга Санкт-Петербурга по состоянию на 01.08.2024 номинальная сумма долга по государственным облигациям Санкт-Петербурга составила 53,6 млрд руб. или 69,0 процента, сумма основного долга по инфраструктурному бюджетному кредиту - 24,1 млрд руб. или 31,0 процента.
В соответствии с условиями соглашения, заключенного между Министерством финансов Российской Федерации и Комитетом финансов Санкт-Петербурга, 12.08.2024 бюджету Санкт-Петербурга из федерального бюджета предоставлен инфраструктурный бюджетный кредит в объеме 5,8 млрд руб. на финансовое обеспечение реализации следующих инфраструктурных проектов Санкт-Петербурга:
строительство Красносельско-Калининской линии от станции "Казаковская" до станции "Обводный канал-2" с электродепо "Красносельское", включая проектирование (стадия РД). Участок от станции "Казаковская" до станции "Путиловская";
строительство Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от ст."Спасская" до ст."Морской фасад" (1-й пусковой комплекс от ст."Спасская" до ст."Большой проспект").
Механизм инфраструктурных бюджетных кредитов используется для финансового обеспечения реализации в субъектах Российской Федерации инфраструктурных проектов по следующим направлениям:
проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов транспортной, инженерной, энергетической, коммунальной, социальной, туристской инфраструктур, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных научно-технологических центров, а также объектов инфраструктуры, необходимых для создания и использования объектов недвижимости жилищного фонда;
приобретение подвижного состава городского транспорта общего пользования;
технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
По состоянию на 01.01.2025 государственный долг Санкт-Петербурга оценивается в объеме 72,9 млрд руб. или 6,3 процента годового объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга. С учетом предстоящего планового погашения части номинальной стоимости государственных облигаций Санкт-Петербурга в размере 9,9 млрд руб. в структуре государственного долга на 01.01.2025 доля обязательств по государственным облигациям Санкт-Петербурга продолжит сокращаться и составит 59,9 процента, доля обязательств по бюджетным кредитам увеличится до 40,1 процента.
В 2023 и 2024 годах все показатели и индикаторы долговой устойчивости Санкт-Петербурга сохраняются в пределах безопасных зон.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, являются:
сохранение рисков возникновения дополнительных расходов бюджета Санкт-Петербурга в связи со сложившейся геополитической обстановкой и макроэкономической конъюнктурой;
сохранение в среднесрочной перспективе потребности в финансировании дефицита бюджета Санкт-Петербурга вследствие необходимости финансирования крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, охрану окружающей среды, развитие социальной сферы, во взаимосвязи с обеспечением устойчивого развития и экономического суверенитета, повышения уровня жизни граждан;
повышенные инфляционные ожидания;
изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленной в том числе неблагоприятными внешнеполитическими факторами;
необходимость поддержания высокой долговой устойчивости в соответствии с системой оценки, реализуемой Министерством финансов Российской Федерации согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также комплексом мер по повышению качества организации бюджетного процесса в Санкт-Петербурге.
3. Цели и задачи долговой политики Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
3.1. Основными целями долговой политики Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов являются:
обеспечение сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга при поддержании высокого уровня долговой устойчивости Санкт-Петербурга;
дальнейшее повышение эффективности осуществления государственных заимствований и управления государственным долгом Санкт-Петербурга.
3.2. Основными задачами долговой политики Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов являются:
исполнение обязательств по обслуживанию и погашению государственного долга Санкт-Петербурга в срок и в полном объеме;
оптимизация структуры государственного долга Санкт-Петербурга в целях минимизации стоимости его обслуживания;
сохранение показателей и индикаторов долговой устойчивости Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов в пределах безопасных зон;
обеспечение оперативного реагирования на изменения экономической ситуации при осуществлении государственных заимствований и управлении государственным долгом Санкт-Петербурга;
обеспечение условий для сохранения кредитных рейтингов Санкт-Петербурга по национальной шкале на наивысшем уровне.
3.3. Для достижения указанных целей и выполнения поставленных задач долговая политика Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов будет строиться исходя из соблюдения следующих принципов:
сохранение объема государственного долга Санкт-Петербурга на экономически безопасном уровне посредством контроля за объемом государственного долга Санкт-Петербурга и расходами на его обслуживание;
недопущение необоснованных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях и потребностей бюджета Санкт-Петербурга в привлечении заемных средств;
планирование и исполнение программ государственных заимствований Санкт-Петербурга в соответствии с направлениями бюджетной политики Санкт-Петербурга и с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее оптимальных форм и сроков заимствований;
взаимодействие с кредитными рейтинговыми агентствами, обеспечение раскрытия актуальной информации о финансово-экономическом положении Санкт-Петербурга, проводимой бюджетной, экономической и долговой политике Санкт-Петербурга.
4. Инструменты реализации долговой политики Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
4.1. В 2025-2027 годах государственные заимствования Санкт-Петербурга планируется осуществлять исключительно в валюте Российской Федерации.
В предстоящем периоде долговая политика Санкт-Петербурга будет направлена на осуществление государственных заимствований Санкт-Петербурга в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач.
Вне зависимости от потребности в привлечении заемных средств в прогнозируемом периоде планируется привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, одобренных президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (в 2025 году - 2,2 млрд руб.).
Кроме того, в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024 рассматривается возможность участия Санкт-Петербурга в конкурсном отборе инфраструктурных проектов для предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов в том числе за счет реинвестирования ранее предоставленных средств инфраструктурных бюджетных кредитов.
Фактические объемы привлечения заемных средств по иным инструментам будут определяться исходя из потребностей бюджета Санкт-Петербурга на основании показателей кассового плана по бюджету Санкт-Петербурга и оценки исполнения бюджета Санкт-Петербурга, а также будут зависеть от конъюнктуры финансового рынка.
В случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры при отсутствии возможностей использования среднесрочных и (или) долгосрочных долговых инструментов, а также в случае потребности в краткосрочных ресурсах в течение соответствующего финансового года в качестве инструмента заимствования планируется использовать бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на едином счете бюджета Санкт-Петербурга, предоставляемые Управлением Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу, и (или) кредиты кредитных организаций.
В качестве основного источника заемных средств рассматриваются рыночные заимствования, при этом наиболее ликвидным инструментом рыночных заимствований являются государственные облигации Санкт-Петербурга.
Основными преимуществами использования указанного инструмента являются:
рыночный механизм ценообразования;
привлечение и размещение государственных облигаций Санкт-Петербурга среди неограниченного круга инвесторов: банков, инвестиционных компаний, пенсионных фондов, страховых компаний, иных юридических лиц, физических лиц, что обеспечивает высокую конкуренцию и снижение рисков эмитента (процентного риска и риска ликвидности);
возможность управления профилем государственного долга Санкт-Петербурга и использования государственных облигаций Санкт-Петербурга в рамках осуществления мероприятий по управлению государственным долгом Санкт-Петербурга и ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга.
В целях снижения объема государственного долга Санкт-Петербурга и (или) сокращения платежей по погашению и (или) обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга Комитет финансов Санкт-Петербурга в соответствии с подходами, рекомендованными Министерством финансов Российской Федерации, вправе:
принимать решения о размещении государственных облигаций Санкт-Петербурга одних выпусков в рамках операций обмена на государственные облигации Санкт-Петербурга иных выпусков;
осуществлять выкуп государственных облигаций Санкт-Петербурга исходя из рыночных цен государственных облигаций Санкт-Петербурга в объемах, определенных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В целом, объемы и параметры государственных заимствований Санкт-Петербурга будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность бюджета Санкт-Петербурга, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга была равномерной и не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
4.2. Государственные гарантии Санкт-Петербурга в 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов.
С учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной (долговой) политики и в связи с тем, что государственные гарантии являются достаточно рискованным и непрозрачным инструментом долговой политики, в том числе во взаимосвязи с влиянием объема обязательств по государственным гарантиям на параметры долговой устойчивости, расширение практики предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов не планируется.
5. Анализ и оценка рисков для бюджета Санкт-Петербурга, возникающих в процессе управления государственным долгом Санкт-Петербурга
Планирование и исполнение программ государственных заимствований Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов будет осуществляться с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга.
Оценка рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга, в частности риска дефолта (неисполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме), проводится посредством определения предельных объемов заимствований Санкт-Петербурга и стресс-тестирования финансовых потоков по государственному долгу Санкт-Петербурга.
При определении предельных объемов заимствований Санкт-Петербурга осуществляется оценка максимальной долговой нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга, при которой Санкт-Петербург будет исполнять расходные и долговые обязательства Санкт-Петербурга в установленные сроки и в полном объеме.
В целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Санкт-Петербурга, а также оптимизации структуры государственного долга Санкт-Петербурга за счет комбинирования инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований для равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга проводится анализ долговых обязательств и выявление пиков платежей.
Стресс-тестирование финансовых потоков по государственному долгу Санкт-Петербурга позволяет оценить влияние на бюджет Санкт-Петербурга изменений социально-экономических условий и выявить сценарии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, при реализации которых осуществление государственных заимствований Санкт-Петербурга и исполнение обязательств по государственному долгу Санкт-Петербурга будет обременительно для бюджета Санкт-Петербурга.
Для оценки рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга используется набор следующих критериев по государственному долгу Санкт-Петербурга и государственным заимствованиям Санкт-Петербурга, позволяющих определять экономически безопасный уровень государственного долга Санкт-Петербурга и платежей по нему при их планировании и осуществлять контроль рисков при исполнении программ государственных заимствований Санкт-Петербурга:
показатель "Предельный объем государственных заимствований Санкт-Петербурга", устанавливаемый в программе государственных внутренних заимствований Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период, не должен превышать общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета Санкт-Петербурга и объемов погашения долговых обязательств, утвержденных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и на плановый период;
показатель "Объем государственного долга Санкт-Петербурга к общему объему доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений" не может принимать значения, превышающие уровень в 50 процентов;
показатель "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга, возникшего на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направленных на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" не может принимать значения, превышающие уровень в 13 процентов;
показатель "Доля расходов на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга в общем объеме расходов бюджета Санкт-Петербурга (за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)" не может принимать значения, превышающие уровень в пять процентов.
В целях ограничения соответствующих рисков в связи с ростом объема долгосрочных обязательств бюджета Санкт-Петербурга перед инвесторами по договорам государственно-частного партнерства и концессионным соглашениям к вышеуказанному перечню критериев по государственному долгу Санкт-Петербурга и государственным заимствованиям Санкт-Петербурга, используемых при планировании государственных заимствований и при исполнении программ государственных заимствований Санкт-Петербурга, также отнесен показатель "Объем расходов бюджета Санкт-Петербурга на выплаты по обязательствам, возникающим в рамках государственно-частного партнерства и по концессионным соглашениям, к общему объему доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений", который не может принимать значение, превышающее уровень в 10 процентов.
6. Взаимодействие с кредитными рейтинговыми агентствами
Санкт-Петербургу присвоен наивысший уровень кредитоспособности по национальной шкале кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) (далее - АКРА) и акционерного общества "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" (далее - Эксперт РА), соответствующий уровню кредитного рейтинга Российской Федерации.
Находящиеся в обращении четыре выпуска государственных облигаций Санкт-Петербурга имеют кредитные рейтинги АКРА на уровне кредитного рейтинга Санкт-Петербурга.
Текущие кредитные рейтинги Санкт-Петербурга отражают максимальный уровень кредитоспособности для Российской Федерации, свидетельствующий о способности исполнять обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Санкт-Петербурга в срок и в полном объеме при отсутствии уязвимости к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях в Российской Федерации. Высокий уровень кредитоспособности Санкт-Петербурга соответствует низкой долговой нагрузке бюджета Санкт-Петербурга и его высокой долговой емкости, обеспечен устойчивыми операционными показателями бюджета Санкт-Петербурга и высоким уровнем расчетной бюджетной обеспеченности вследствие диверсифицированной экономики Санкт-Петербурга.
В 2025-2027 годах Санкт-Петербург планирует продолжить сотрудничество с АКРА и Эксперт РА.
Наличие у государственных облигаций Санкт-Петербурга кредитных рейтингов по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации двух кредитных рейтинговых агентств установленного уровня, а также включение указанных облигаций в котировальный список первого уровня публичного акционерного общества "Московская Биржа ММВБ-РТС" является условием:
использования государственных облигаций Санкт-Петербурга в качестве обеспечения по договорам репо в рамках операций Федерального казначейства по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета и едином казначейском счете в части покупки (продажи) ценных бумаг на организованных торгах по договорам репо;
использования государственных облигаций Санкт-Петербурга в качестве обеспечения по кредитным операциям и операциям репо Центрального банка Российской Федерации с кредитными организациями на аукционной основе в рамках основного механизма предоставления ликвидности.
Таким образом, использование государственных облигаций Санкт-Петербурга в операциях, проводимых Центральным банком Российской Федерации и Федеральным казначейством, позволит повысить спрос на покупку указанных облигаций при их размещении, что окажет позитивное влияние на стоимость заимствований.