Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2021 N 669 "Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.09.2021 | N 669 |
Об утверждении Основных направлений
государственной долговой политики Санкт-Петербурга
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной долговой политики Санкт-Петербурга и повышения ее эффективности Правительство Санкт-Петербурга
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Основные направления государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Батанова Э.В.
Губернатор Санкт-Петербурга |
А.Д.Беглов |
Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 14.09.2021 N 669
Основные направления
государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
1. Итоги реализации государственной долговой политики Санкт-Петербурга в 2020-2021 годах
Основными целями государственной долговой политики Санкт-Петербурга (далее - долговая политика Санкт-Петербурга) в 2020-2021 годах являлись обеспечение потребностей бюджета Санкт-Петербурга в заемном финансировании при сохранении высокой степени долговой устойчивости и своевременное исполнение долговых обязательств Санкт-Петербурга.
В 2020 году существенное негативное влияние на экономику Санкт-Петербурга и Российской Федерации оказал фактор распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция) и связанные с ней неблагоприятные явления. Отличительными чертами экономического спада в 2020 году стали скорость его развития, оказание одновременного его влияния на производство, финансовые рынки, потребительский спрос на товары и услуги.
Правительство Санкт-Петербурга в текущих условиях решало задачи по сохранению здоровья и жизни людей, снижению развития коронавирусной инфекции и минимизации ее негативных социальных и экономических последствий. Финансовая устойчивость бюджета Санкт-Петербурга обеспечивалась за счет реализации долговой политики, в рамках которой объемы привлечения заемных средств определялись исходя из реальных потребностей бюджета Санкт-Петербурга при одновременном контроле риска, который даже в случае реализации крайне негативных сценариев должен находиться в диапазоне допустимых уровней, чтобы обеспечить полное и своевременное исполнение обязательств перед получателями средств бюджета Санкт-Петербурга.
За 2020 год государственный долг Санкт-Петербурга увеличился на 54906,1 млн.руб., что обусловлено проведением доразмещения государственных облигаций Санкт-Петербурга выпуска RU35002GSP0 и размещением государственных облигаций Санкт-Петербурга выпусков RU35003GSP0 и RU35004GSP0. Решение о выходе на рынок заимствований в 2020 году было принято в условиях ухудшающихся макроэкономических показателей, снижения собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга и в связи с реализацией дополнительных мер поддержки населения и бизнеса в целях смягчения последствий пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией.
На 01.01.2021 государственный долг Санкт-Петербурга составил 85006,1 млн.руб. или 13,8 процента к годовому объему доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений.
По результатам проведения Министерством финансов Российской Федерации оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации в октябре 2020 года с использованием системы показателей, определенных Правилами проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2020 N 227, Санкт-Петербург отнесен к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
С начала 2021 года государственные заимствования не осуществлялись.
По состоянию на 01.09.2021 государственный долг Санкт-Петербурга составил 85006,1 млн.руб. или 13,7 процента к утвержденному годовому объему доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений.
Весь объем государственного долга Санкт-Петербурга составляют обязательства по государственным облигациям Санкт-Петербурга.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Коронавирусная инфекция и связанные с ней ограничения становятся важным фактором динамики мировой экономики, влияют на форматы взаимодействия участников экономических отношений, горизонты и характер планирования ими своей деятельности, стратегии бизнеса и инвесторов, предпочтения потребителей.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, являются:
сохранение в среднесрочной перспективе потребности в финансировании дефицита бюджета Санкт-Петербурга;
необходимость реализации дополнительных мер поддержки населения и экономики Санкт-Петербурга по мере уменьшения последствий коронавирусной инфекции;
изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленной в том числе неблагоприятными внешнеполитическими факторами;
сохранение потребности в финансировании крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга, в финансировании экологических, социальных проектов и проектов в сфере государственного управления (проектов устойчивого развития или ESG-проектов);
необходимость поддержания высокой долговой устойчивости в соответствии с системой оценки, реализуемой согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Цели и задачи долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
3.1. Основной целью долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов является обеспечение сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга при сохранении высокой степени долговой устойчивости, своевременное исполнение долговых обязательств Санкт-Петербурга. Достижение указанной цели будет способствовать социально-экономическому развитию Санкт-Петербурга.
3.2. Основными задачами долговой политики Санкт-Петербурга являются:
повышение эффективности государственных заимствований Санкт-Петербурга;
оптимизация структуры государственного долга Санкт-Петербурга в целях минимизации стоимости его обслуживания;
сохранение показателей и индикаторов долговой устойчивости Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в пределах безопасных зон;
обеспечение условий для сохранения кредитных рейтингов Санкт-Петербурга на уровне суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации.
Долговая политика Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов будет строиться с учетом соблюдения следующих принципов:
сохранение объема государственного долга Санкт-Петербурга на экономически безопасном уровне посредством контроля за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;
недопущение необоснованных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с потребностями бюджета Санкт-Петербурга в привлечении заемных средств;
планирование и исполнение программ государственных заимствований Санкт-Петербурга в соответствии с направлениями бюджетной политики Санкт-Петербурга и с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее оптимальных форм и сроков заимствований;
взаимодействие с инвестиционным сообществом и международными рейтинговыми агентствами (кредитными рейтинговыми агентствами), обеспечение раскрытия актуальной информации о финансово-экономическом положении Санкт-Петербурга, проводимой бюджетной, экономической и долговой политике Санкт-Петербурга.
4. Инструменты реализации долговой политики Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
4.1. В 2022-2024 годах государственные заимствования Санкт-Петербурга планируется осуществлять исключительно в валюте Российской Федерации.
В предстоящем периоде долговая политика Санкт-Петербурга будет направлена на осуществление государственных заимствований Санкт-Петербурга в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач. В качестве основного источника заемных ресурсов рассматриваются рыночные заимствования. Наиболее ликвидным и масштабным инструментом заемного финансирования являются государственные облигации Санкт-Петербурга.
Основными преимуществами использования указанного инструмента являются:
рыночный механизм ценообразования;
привлечение и размещение облигаций среди неограниченного круга инвесторов: банков, инвестиционных компаний, пенсионных фондов, страховых компаний, иных юридических лиц, физических лиц, что обеспечивает высокую конкуренцию и минимизацию рисков эмитента (процентного риска и риска ликвидности);
возможность управления профилем государственного долга Санкт-Петербурга и использования облигаций в рамках осуществления мероприятий по управлению государственным долгом Санкт-Петербурга и ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга.
С учетом того, что ответственное инвестирование оказывает существенное влияние на глобальное перераспределение потоков капитала и приобретает все большее значение как среди институциональных, так и среди розничных инвесторов, в 2022-2024 годах рассматривается возможность выпуска облигаций для финансирования ESG-проектов.
В целом объемы и параметры государственных заимствований Санкт-Петербурга будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность бюджета Санкт-Петербурга, чтобы структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
Реальные объемы привлечения заемных средств будут определяться исходя из потребностей бюджета Санкт-Петербурга на основании показателей кассового плана по бюджету Санкт-Петербурга и оценки исполнения бюджета Санкт-Петербурга.
В случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры при отсутствии возможностей использования среднесрочных и (или) долгосрочных долговых инструментов, а также в случае потребности в краткосрочных ресурсах в течение соответствующего финансового года в качестве инструмента заимствования планируется использовать бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на едином счете бюджета Санкт-Петербурга, предоставляемые Управлением Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу, и (или) кредиты кредитных организаций (кредиты иностранных банков в валюте Российской Федерации), а в случае потребности в краткосрочных ресурсах на финансирование дефицита бюджета Санкт-Петербурга - кредиты кредитных организаций (кредиты иностранных банков, международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации).
Получение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение расходов по реализации инфраструктурных проектов рассматривается во взаимосвязи с условиями их предоставления и порядком отбора инфраструктурных проектов.
4.2. Государственные гарантии Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
С учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной (долговой) политики и в связи с тем, что государственные гарантии являются достаточно рискованным и непрозрачным инструментом долговой политики, в том числе во взаимосвязи с влиянием объема обязательств по государственным гарантиям на параметры долговой устойчивости, расширение практики предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов не планируется.
5. Анализ и оценка рисков для бюджета Санкт-Петербурга, возникающих в процессе управления государственным долгом Санкт-Петербурга
Планирование и исполнение программ государственных заимствований Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов будет осуществляться с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга.
Оценка рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга, в частности риска дефолта (неисполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме), проводится посредством определения предельных объемов заимствований Санкт-Петербурга и стресс-тестирования финансовых потоков по государственному долгу Санкт-Петербурга.
При определении предельных объемов заимствований Санкт-Петербурга осуществляется оценка максимальной долговой нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга, при которой Санкт-Петербург будет исполнять расходные и долговые обязательства Санкт-Петербурга в установленные сроки и в полном объеме.
В целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Санкт-Петербурга, а также оптимизации структуры государственного долга Санкт-Петербурга за счет комбинирования инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований для равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга проводится анализ долговых обязательств и выявление пиков платежей.
Стресс-тестирование финансовых потоков по государственному долгу Санкт-Петербурга позволяет оценить влияние на бюджет Санкт-Петербурга изменений социально-экономических условий и выявить сценарии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, при реализации которых осуществление государственных заимствований Санкт-Петербурга и исполнение обязательств по государственному долгу Санкт-Петербурга будет обременительно для бюджета Санкт-Петербурга.
Для оценки рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга используется набор следующих критериев по государственному долгу Санкт-Петербурга и государственным заимствованиям Санкт-Петербурга, позволяющих определять экономически безопасный уровень государственного долга Санкт-Петербурга и платежей по нему при их планировании и осуществлять контроль рисков при исполнении программ государственных заимствований Санкт-Петербурга:
показатель "Предельный объем государственных заимствований Санкт-Петербурга" на соответствующий финансовый год, устанавливаемый в программе государственных внутренних заимствований Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период, не должен превышать общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета Санкт-Петербурга и объемов погашения долговых обязательств, утвержденных на соответствующий финансовый год и на плановый период законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга;
показатель "Объем государственного долга Санкт-Петербурга к общему объему доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений" не может принимать значения, превышающие уровень в 50 процентов;
показатель "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга, возникшего на 1 января очередного финансового года без учета платежей, направленных на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" не может принимать значения, превышающие уровень в 13 процентов;
показатель "Доля расходов на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга в общем объеме расходов бюджета Санкт-Петербурга (за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)" не может принимать значения, превышающие уровень в 5 процентов.
6. Взаимодействие с инвестиционным сообществом и рейтинговыми агентствами
Взаимодействие с инвестиционным сообществом, международными рейтинговыми агентствами и кредитными рейтинговыми агентствами планируется осуществлять в 2022-2024 годах путем проведения регулярных встреч, семинаров, конференций и иных мероприятий.
Постоянное информационное взаимодействие с участниками финансового рынка, обеспечение раскрытия актуальной информации о финансово-экономическом положении Санкт-Петербурга, проводимой бюджетной и экономической политике Санкт-Петербурга, планах по его стратегическому развитию направлены на обеспечение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург имеет долгосрочные кредитные рейтинги по международной шкале Fitch Ratings и Moody"s Investors Service, соответствующие кредитным рейтингам Российской Федерации.
Находящиеся в обращении четыре выпуска государственных облигаций Санкт-Петербурга имеют кредитные рейтинги международного рейтингового агентства Fitch Ratings и национального рейтингового агентства АКРА на уровне кредитного рейтинга Санкт-Петербурга.
Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга отражают показатели кредитоспособности Санкт-Петербурга, которые базируются на низком уровне государственного долга Санкт-Петербурга, устойчивых операционных показателях бюджета Санкт-Петербурга, высоком уровне расчетной бюджетной обеспеченности Санкт-Петербурга, обусловленном диверсифицированной экономикой, и позволяют Санкт-Петербургу привлекать заемные средства по минимальным ставкам.